3548
«Желдорпресс»: новости
Книжная индустрия в эпоху цифровых развлечений

Опубликовано: 20.11.2019

Каковы возможные форматы и модели развития издательств, книжных магазинов, библиотек и слагаемые успеха работы с читателем в цифровую эпоху? Эти актуальные вопросы обсудили лучшие мировые эксперты, ученые и практики книжной индустрии на конференции «Книжное пространство XXI века. Издательства, библиотеки, книжные магазины и цифровые ресурсы». Она стала одним из главных профессиональных мероприятий секции «Литература и чтение», прошедшей в рамках VIII Санкт-Петербургского культурного форума.

«Цифровая эпоха стремительно меняет традиционную книжную культуру и самого читателя. Массовая цифровизация - это с одной стороны вызовы, с другой - новые возможности, которые открываются перед книжной индустрией. В октябре на Amazon появились первые книги, написанные искусственным интеллектом, с обложками, нарисованными AI, с отзывами читателей, придуманными AI, с ценами, вычисленными AI. Сооснователь Google Brain Эндрю Энг называет искусственный интеллект новым «электричеством», способным полностью изменить мир», - отметила Светлана Зорина, главный редактор журнала «Книжная индустрия», модератор конференции.

«Более 3000 лет благодаря бумаге сохранялись и передавались знания последующим поколениям. Кто изобретет первую электронную бумагу? Как сохранить для будущих поколений тексты? На каких платформах мы будем работать и взаимодействовать с зарубежными издателями со всех континентов? Каким образом мы будем сохранять очаги книжной культуры в 21-22 веках? Очевидно, что цифровая эпоха даст нам возможности транспортировки контента. Но нам нужно не забывать о том, кто этот контент будет создавать, обращать внимание на талантливую молодежь, которая должна прийти в креативные индустрии», - сообщил Владимир Викторович, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, руководитель секции «Литература и чтение» культурного форума.              Президент Российского книжного союза Сергей Степашин отметил положительные тенденции в чтении россиян: больше 50% из них читают книги. Правда есть проблемы в семейном чтении, всего 7% родителей сейчас читают детям вслух. Одной из главных задач в области развития детского чтения Сергей Вадимович назвал сохранение традиций семейного чтения и работу с родителями.                Проблемы доступности книги в России остаются одними из главных. Сокращается количество книжных магазинов (по количеству книжных магазинов Россия занимает одно из последних мест в Европе). «Стоимость хорошей книги сегодня составляет около 1000 рублей, и это не подъемная сумма для многих групп читателей», - справедливо считает президент РКС.

Он сообщил, что уже приняты меры по снижению арендной ставки для книжных магазинов (законопроект прошел первое чтение в Госдуме), рассматривается вопрос об отмене НДС на книгу: «Потери в бюджете никто не заметит» - убежден Сергей Вадимович.      

Книжная индустрия должна активно двигаться в сторону онлайн-технологий - это важнейшая стратегия, которую использует «Эксмо». Генеральный директор этого издательства Евгений Капьёв представил новые сервисы для читателей в эпоху расцвета цифровых технологий. Отметив, что по последним исследованиям россиянин тратит в день не более 9 минут на чтение книг и при этом в сети Интернет читает более 2,5 часов докладчик резюмировал, что читают сегодня больше, чем 20 лет назад. Для продвижения бумажных и электронных изданий в сети издательство «Эксмо» использует вирусную рекламу, электронное приложения по выбору книг. «Эксмо» одним из первых разработало онлайн платформу по взаимодействию автора и читателя, создало личный кабинет автора.

Капьёв обратил внимание присутствующих, что в США каждый второй читатель состоит в книжном клубе, куда можно прийти и обсудить новинки и бестселлеры. В России пока очень мало площадок для обсуждения книг.

Чтобы книга могла конкурировать с современными медиа, ее нужно сделать особенно привлекательной для ребенка. Директор по правам издательства Oetinger, председатель рабочей группы детских издательств Германии Ренате Райхштайн предложила свой «рецепт» привлечения к чтению. По опросам социологов, еще 10-12 лет назад чтение книг как предпочитаемый вид досуга неизменно входило в первую десятку любимых развлечений немцев. Серьезную конкуренцию ему составляли лишь поездки на автомобиле. Но эти времена давно прошли и чтение скатилось на 14-15-е место в рейтинге.

Швейцарию можно назвать книжным раем. Здесь очень высокая плотность книжных магазинов. По сравнению с благополучной Францией книжные магазины Швейцарии продают примерно в 2,5 раза больше книг на одного жителя. Это делает франкоговорящую Швейцарию одним из регионов мира с самым высоким уровнем читаемости. С какими же вызовами сталкивается книготорговец во Швейцарии? Это, прежде всего, высокая цена на книги и конкуренция с Amazon, - считает Паскаль Вандерберг, владелец и председатель совета директоров книготорговой сети «Пайот».

Как сообщают аналитики, по итогам 2019 года рынок электронной книги в России вырастет на 33% и достигнет объема 6,4 млрд руб., что составит чуть больше 6% от объема всего книжного рынка. Сергей Анурьев, генеральный директор компании «ЛитРес» выступил с докладом по теме: «Электронная книга = power reading. Уникальный формат постоянного контакта с читателем». Он отметил, что среди читателей электронных и аудиокниг преобладают женщины и молодежь. «Электронная книга - единственный легальный инструмент позволяющий узнать, заинтересовала ли ваша книга читателя по-настоящему», - уверен Анурьев.

Рынок аудиокниг один из самых быстрорастущих, как в России, так и в мире. По итогам 2018 года в России он вырос вдвое, суммарно достигнув 1 млрд рублей. А самое главное, благодаря аудиоконтенту существенно растет доля читателей и покупателей книг, считает Борис Макаренков, директор российского представительства компании Storytel.

Оцифровка и самостоятельная онлайновая публикация материалов, хранящихся в институтах культурного наследия без обременительных юридических транзакций - то, чего хотят библиотеки и их пользователи и то, что больше всего опасаются и противятся издатели. Как сохранить баланс интересов? Каким будет цифровое книжное пространство после вступления в силу Директивы Евросоюза о едином цифровом рынке 2019/790? Об этом рассказал Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей.

Подробнее.