10208
«Желдорпресс»: новости
Книжный магазин: коммерческий объект или центр культуры?

Опубликовано: 05.10.2017

В России на население почти в 147 миллионов приходится порядка 1000 книжных магазинов. И это очень печальная статистка. Какая литература сегодня пользуется спросом и за счет чего могут выжить книжные магазины, об этом и не только мы поговорили с директором "Московского дома книги" Надеждой Михайловой.

Какая сейчас самая острая проблема у книжных магазинов?

Надежда Михайлова: На сегодняшний день экономически книжные магазины не выживают. Если относить их к чисто коммерческой сфере, тогда больше половины книг не должно быть на прилавках. Классическая литература востребована, потому что ее нужно в школе читать. А вот, например, Дмитрия Лихачева, Александра Солженицына, Даниила Гранина, Евгения Евтушенко не будет на прилавках, если подходить к книжному магазину как коммерческому предприятию. Если у книги маленькая товарооборачиваемость, то нужно менять на то, что пользуется спросом. Но прибыль, увы, дает только массовая литература.

У нас принято считать, что библиотеки - это культурные социально значимые предприятия. Но мы же, наверное, поддерживаем не общественные институты, а поддерживаем то, чем занимаются библиотеки - обеспечивают доступность населения к культурному пространству - к книге. Получается, книга в библиотеке - это культура. А в магазине - коммерция. То, что книжный магазин - коммерческая история, это катастрофически неправильное представление.

На чем сегодня книжный магазин может заработать? На канцелярских товарах?

Надежда Михайлова: Нет, потому что, когда изменилось соотношение рубля, доллара и евро, все, что привозили к нам из-за рубежа, стало в разы дороже. Так сложилось, что в нашем книжном магазине исторически канцелярия по отношению к книгам имеет соотношение 30 на 70 процентов. Основной блок занимает художественная литература - это около 30 процентов, детская и учебная - по 20 процентов, из этого только около 20 процентов книг делают прибыль.

Подробнее.