2945
«Желдорпресс»: новости
Состояние журнального рынка в России

Опубликовано: 31.08.2017

 Очередная публикация Adindex выдержек из доклада Роспечати о состоянии и перспективах отрасли российской периодической печати в 2016 году освещает состояние рынка журналов и его ключевых показателей.

Российская экономика из кризисного состояния пока не вышла, но ряд ее секторов, особенно рекламный рынок, показали в 2016 году хорошую положительную динамику. При этом производство журналов в РФ продолжает сокращаться. По данным Росстата, в январе-августе 2016 года журнальной продукции в листах-оттисках было произведено на 9% меньше, чем за аналогичный период 2015 года (3,6 млрд штук против 3,93 млрд штук).

Российские версии журнала «GEO», его детское приложение «GEOленок» и журнал о жизни знаменитостей «Gala Биография», издаваемые ACMG, продлили лицензии с ИД «Gruner + Jahr GmbH & Co KG» и с 1 апреля 2016 года вернулись на российский рынок. Возобновил работу сайт geo.ru. «GEO» издается тиражом 120 тыс.  экз., «Gala Биография» - 200 тыс. экз. и «GEOленок» - 100 тыс. экз.

ACMG - международная медиагруппа, в России издает журналы Forbes, Numero, L'Officiel, Forbes Life, Forbes Woman, L'Officiel  Voyage, Golf  Digest, SNC, PORT, OK!, Interni и Objekt Russia.

В свою очередь ИД «Conde Nast Russia» с января 2017 года закрыл журналы Traveller и Allure, запущенные в 2011 и 2012 годах соответственно. На момент закрытия тираж Traveller составлял 80 тыс. экз., аудитория сайта - 264 тыс. пользователей, а у Allure тираж равнялся 180 тыс. экз.

По сравнению с журналами National Geographic, Vogue или «Cosmopolitan» - это небольшие издания, и им сложно выживать на падающем рынке.  Тем более что выручка АО «Conde Nast» все последние годы тоже падала. По мнению отраслевых экспертов, за два последних года она сократилась примерно вдвое, и в 2016 году составила порядка 155-160 млн руб. Но ИД Conde Nast пока остается прибыльным.

За то же время закрыли ряд ранее прибыльных проектов и многие другие журнальные издательские дома России - ИД «Burda», «Bauer Media», «Hearst Shkulev Publishing» и др.

С декабря 2016 года не выходит в печатном виде московский журнал «Афиша», который издавался как печатное издание с апреля 1999 года тиражом около 85 тыс. экз. Сейчас издание представлено только сайтом afisha.ru. Кроме того, в декабре 2015 года «Афиша» возродила интернет-издание «Афиша Daily», которое в 2013 году было разделено на три проекта: «Город» (о жизни в Москве), «Волна» (о современной музыке) и «Воздух» (о книгах, кино и искусстве). В дополнение к «Афише Daily» в июле 2016 года появилось интернет-издание «Афиша Nightly» о ночных развлечениях и клубах.

ИД «Эксперт» (медиахолдинг) 8 декабря 2016 объявил, что не нашел средств для финансирования журнала «Русский репортер», при этом выход журнала был временно приостановлен еще в июле 2016 года. «Русский репортер» вновь появился на рынке 27 февраля 2017 года и неизвестно, надолго ли, так как экономическое положение ИД «Эксперт» кардинально не улучшилось, а журнал за время приостановки выхода ослабил рыночные позиции и лояльность аудитории. Нерегулярно в 2016 году выходил и брендовый еженедельник этого издательского дома - журнал «Эксперт» и его многочисленные франшизы.

С января 2017 года перестал поступать в розничную продажу журнал «The New Times», тираж печатается только для подписчиков, однако электронная версия журнала выходит на сайте. ИД «Bauer Media» закрыл журналы «Joy», «Просто. Вкусно», но к масленице 2017 года выпустил тиражом 80 тыс. экз. спецвыпуск «Тещины блины». Из недавно выходивших в России 10-ти журналов для родителей осталось шесть.

Под угрозой закрытия оказались «Петербургский театральный журнал» и неординарный региональный журнал об искусстве «Введенская сторона» (Новгородская область), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области СМИ за 2012 год.

9 января 2017 года ИД «Коммерсантъ» заявил, что отказывается от печатных версий журналов «Деньги» и «Власть». Событие вызвало бурную реакцию рынка, поскольку последние годы журнал «Власть» ассоциировался с ИД «Коммерсантъ» как единственная площадка для длинной аналитики на политические и социальные темы. В случаях журналов «Деньги» и «Власть» причина гибели совокупна: консервативность старых команд, слабость новых, разрушение дистрибуционных схем, дороговизна печати с высокой валютной составляющей, и наступление интернета именно в этих нишах, отмечают эксперты.

Если говорить о журнальном рынке, то в России пока удачнее зарабатывают аудиторию журналы массового спроса, особенно предназначенные для женщин.

В 2016 году только в этом сегменте состоялись запуски новых изданий. ИД «Пресс Курьер» запустил журналы «Ежик», «Миллион рецептов» и еще полдюжины других. ИД «Bauer Media Group» - журналы «Джинглики» и «Кросс вычерк». ИД «Мир Белогорья» - журнал «Спортивная смена». В сентябре 2016 года с журналом «Контрольная закупка» на рынок печатных СМИ России вышло ООО «Медиа-дом «Красный   квадрат» - «дочка» ключевого производителя контента для «Первого канала» - компании «Красный квадрат».

Портал «Медуза» запустил в 2016 году проект онлайн-путеводителей, доступных в App Store и Google Play. До этого крупнейшим издателем «умных» путеводителей для путешественников с достатком выше среднего был ИД «Афиша», но в октябре 2015 года он остановил их выпуск. «Умные» путеводители, интегрированные с контентом издания, выпускает и старейший русский познавательный журнал «Вокруг света», который благодаря сотрудничеству с Hearst Shkulev в 2016 году существенно нарастил свой онлайн-потенциал. Таким образом, практика показывает, что соединение в данном формате возможностей онлайна и офлайна дает хороший рыночный эффект.

Российский журнальный рынок невозможно представить без детской периодики. С середины 1990-х годов, преимущественно усилиями ИД «Эгмонт Россия» в нашей стране начали активно появляться и выводиться на рынок российские версии зарубежных детских журналов вроде: Barbie, Tom and Jerry, Top Model и др. Позже к ним добавились многочисленные российские издания аналогичного типа - Лунтик»,  «Маша  и   Медведь», «Простоквашино», «Смешарики», «Юный эрудит» и т.д. Всего в портфеле ИД «Эгмонт Россия» ныне насчитывается около полусотни детских журналов вместе со спецвыпусками. Детские журналы также выпускают многие другие издатели - «Собеседник», «Bauer Media  Group», «Толока», «Арбуз»,  «Пресс   Курьер» и прочие - но для них это лишь одно из направлений издательского бизнеса.

Продолжают работу и редакции советских журнальных брендов - «Мурзилка», «Миша», журналов на национальных языках народов РФ «Акбузат», «Аманат», «Салават Купере» и др.

Но общая ситуация с детскими журналами в стране незавидная. Главная проблема их сегодня заключается в том, что их выручка почти полностью зависит от продажи тиража, так как они неспособны привлечь достаточные объемы рекламы, и слабо представлены в онлайне. По причине сокращения объемов финансирования детские журналы исчезают из библиотек, даже детских, которые всегда являлись важным звеном коммуникации с юным читателем. Ныне библиотеки не могут подписаться даже на издания, которые они выписывали десятилетиями. Да и сами дети читают все меньше.

Уход в онлайн для детских журналов практически равнозначен смерти, поскольку в Интернете дети сейчас играют, смотрят видео и общаются, но не читают. В итоге много таких журналов уже закрылось, иные близки к закрытию. А остающиеся на рынке в основном сокращают свою аудиторию и не могут нормально развиваться, так как им категорически не хватает на это финансирования.

Обобщенно можно выделить следующие пути выживания детской прессы с учетом того, что ее прямое бюджетное субсидирование через Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям является скромным.

Во-первых, детским изданиям надо активно участвовать во всех возможных конкурсах, грантах, тендерах, которые проводят различные государственные и общественные структуры. Путь этот непростой, требующий много сил и времени, но в нынешних условиях он может стать серьезным подспорьем.

Во-вторых, вливаться в современные краудфандинговые проекты, связанные  с  детской  периодикой,  самым  крупным  из  которых является «БиблиоРодина». Этот сервис основан на принципах народного финансирования и позволяет любому человеку оформить онлайн-подписки на научно-популярные периодические издания в дар российским библиотекам, получив взамен статус мецената.

В-третьих, продолжать работу по совершенствованию правовых норм, регулирующих деятельность издателей, чтобы исключить необоснованные затраты и оптимизировать соответствующие бизнес-процессы.

В-четвертых, надо совершенствовать механизмы редакционной подписки как наиболее оперативной и экономичной. Новые возможности дает и подписка по каталогу ФГУП «Почта России».

В настоящее время периодическое печатное издание (особенно нишевое) является успешным, если это медиапроект в печатном и цифровом исполнении, дополнен мероприятиями, спецпроектами и т.д. Но для этого нужно хорошо знать своего читателя и иметь с ним постоянный канал коммуникации. Классическая модель подписки через почту в данном случае не работает. Работает только редакционная подписка, позволяющая накапливать полную базу данных о подписчиках, а современные цифровые технологии потенциально способны сделать эти процессы исключительно эффективными и доступными для каждого издателя.

Отдельная тема - научные и научно-популярные журналы. Таких изданий в стране немало, чего нельзя сказать об эффективности и авторитете большинства из них. В точках розничных продаж прессы научные журналы практически отсутствуют, а подписка на них крайне незначительна.

По данным Национального фонда подготовки кадров российские вузы сегодня выпускают 2820 научных журналов, но только 125 из них размещаются на платформе Web of Science и около 35 - на платформе Scopus. Лидером по числу изданий, размещенных в Scopus, является НИУ ВШЭ - оно представило пять журналов. Второе место разделили Томский государственный и Казанский федеральный университеты (по три издания).

Ранее вузы стремились представить свои издания на платформах Scopus и WoS в основном для того, чтобы привлечь авторов, готовых платить за публикации, а некоторые университеты еще и с целью продвижения своих ученых. Теперь эти тренды постепенно уходят в прошлое, поскольку международные базы данных для российских университетов становятся все более эффективными инструментами коммуникации и показателем такого уровня развития университета, когда его ученые достойны представления в международном масштабе.

Основными поставщиками научных статей в WoS традиционно считались Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск, но в 2006-2015 годах самый большой рост числа научных публикаций обеспечила вузовская наука Ростова-на-Дону, Красноярска, Пущино, Уфы, Троицка и Владивостока. В Москве, например, рост публикационной активности в 2006-2015 годах составил всего 1,2%, а в подмосковном Долгопрудном благодаря местному Физтеху она увеличилась в 7,8 раза.

По данным Минобрнауки России ежегодно в совместных российских публикациях участвуют 150-160 тыс. авторов. Количество уникальных авторов составляет порядка 60 тыс. человек, а среднее число соавторов в одной статье - 5,5, при этом авторитет отечественных научных журналов и в стране, и в мире сегодня низок. Как следствие, немалое количество российских ученых стремятся опубликовать свои работы в зарубежных научных изданиях, делающих на этом неплохой бизнес.

Еще более серьезной проблемой является отсутствие свободного доступа российских ученых к научным знаниям. Так, научные издательства «Elsevier», «Taylor & Francis», «Springer и Wiley» продают подписку на свои научные издания по цене от $2000 за $35 000 за один журнал, а со скидкой могут предложить купить весь комплект научной периодики, но стоимостью в миллионы долларов. Проблему доступности научных знаний мирового уровня для российских ученых, как и качества научных статей в России, придется решать, если мы хотим иметь развитую науку в стране.

В апреле 2016 года ряд открытых источников информировал о планах Минобрнауки России создать за счет средств федерального бюджета научно-популярный журнал, призванный популяризировать науку. Согласно материалам конкурса, объявленного министерством, на эти цели планировалось выделить 43,4 млн руб., причем лишь на «подготовку информационных материалов, формирование организационно-методического обеспечения и создание электронной версии нового журнала».

Пока такое издание не появилось, но информация о нем всколыхнула рынок научно-популярной периодики, так как в России выходит немало подобных журналов, известных многим поколениям. Это «Наука и жизнь», «Знание - сила», «Юный техник», «Химия и жизнь», «Техника - молодежи», «Рационализатор и изобретатель», ряд других. Их совокупный тираж за прошедшие десятилетия исчисляется миллиардами экземпляров, и работают они на принципах самоокупаемости, преодолевая все проблемы, свойственные сегодня рынку журнальной периодики страны. Более того, эти журналы имеют опытные редакционные коллективы, авторов из числа ведущих российских ученых, конструкторов и инженеров, работающие электронные версии и логичнее было бы, прежде всего, раскручивать за государственный счет именно их, а не создавать новый журнал, который может и не состояться, отмечают эксперты.

Кроме того, есть и новые успешные проекты. Например, появившийся в 2014 году в России журнал «Кот Шредингера», который, несмотря на кризис, неожиданно быстро привлек внимание нишевой аудитории, среди которой оказалось много подростков, обычно не читающих печатную прессу.

Подробнее.