41
«Желдорпресс»: новости
О печатных СМИ, их положении в регионах и необходимых мерах по развитию отрасли

Опубликовано: 30.06.2017

16 июня с.г. в Совете Федерации состоялось заседание Временной комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ, посвященное обсуждению актуальных вопросов регионального рынка печати. Главным вопросом повестки дня стала государственная поддержка периодики в субъектах РФ, а основным докладчиком - председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.

Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции:

- В последние годы стало модно говорить о закате эры печатных СМИ. Мы в Ассоциации распространителей печатной продукции, внимательно отслеживая ситуацию на рынке и мониторя его состояние в разрезе ниш и регионов, уверены - подобные заявления несостоятельны. Да, сегодня издательский рынок России, как и аналогичные рынки других стран, испытывает большие сложности, вызванные общим падением интереса к печатному слову. В дополнение к ним в России существует целый спектр негативных факторов, осложняющих и без того непростое положение бумажных газет и журналов. Однако все исследования - и зарубежных экспертов, и отечественных аналитиков, доказывают: качественная, выполненная на высоком журналистском уровне и интересная читателю пресса востребована, а значит, хорошо себя чувствует и развивается.

Огромное значение в нынешний переходный момент на информационном рынке для бумажных СМИ приобретает четко выверенная редакционная политика. Удержать внимание читателя, постоянно стремящегося «перепрыгнуть» в Интернет, можно только путем непрерывного совершенствования выпускаемого продукта и грамотной контентной стратегии. Многие редакции западных СМИ, пересмотревшие устаревшие принципы работы, сегодня могут похвастаться завидными результатами. Поэтому не удивительно, что рост объемов потребления электронного контента на Западе, согласно последним исследованиям, замедлился на фоне повышения интереса к бумажному носителю. Пусть пока рост этот небольшой, но начало процессу положено, и уже с уверенностью можно говорить, что во всем мире наблюдается ренессанс печатного слова.

Что касается нашей страны, то АРПП, по заказу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, уже на протяжении нескольких лет проводит глобальный мониторинг ситуации на рынке прессы. На основе собранных данных экспертами ассоциации готовятся территориальные рейтинги, характеризующие, в первую очередь, текущие рыночные параметры, условия распространения печатных СМИ и уровень доступности газет и журналов для рядовых граждан.

Доступность печатного слова - важнейший параметр благополучия издательского рынка, характеризующий уровень развития информационной работы с гражданами. Какую бы важную книгу, интересный журнал или актуальную газету вы не издали, сбои в их доставке чреваты тем, что своего читателя они так и не найдут. Именно поэтому столь важна стабильность системы распространения печатной продукции. Но, к сожалению, сегодняшнее состояние дел, - что в сегменте газетной розницы, что в сегменте подписки, - стабильным назвать никак нельзя.

Объем дотаций, направленных на компенсацию издержек, понесенных региональными и муниципальными печатными СМИ, осуществляющими выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов, в год составляет 300 млн руб. То, что наша власть обращает внимание на рынок печати, важно для его игроков. Однако сумма в размере 300 млн руб. крайне мала для полноценной поддержки отрасли в нынешнее сложное время.

Не поддерживается (а в иных случаях даже более того - целенаправленно уничтожается) в некоторых регионах страны и система распространения печати: книжные магазины, газетные киоски, павильоны прессы, библиотеки...

Подробнее.