10224
«Желдорпресс»: новости
О господдержки рынка печатной продукции в рамках ЕАЭС

Опубликовано: 30.07.2015

Периодическим изданиям принадлежит главенствующая роль в современных демократических институтах, в деле обеспечении права на получение информации, плюрализма мнений, культурного разнообразия, поэтому в развитых современных государствах печатным изданиям оказывается государственная прямая или косвенная поддержка.

Если рассматривать ситуацию с косвенной налоговой поддержкой отрасли печатных СМИ в странах ЕАЭС, то на сегодня она практически отсутствует. НДС на печатную продукцию снижен с 18% до 10% только в России, и то только на розничные продажи. По подписке печатная продукция в России облагается 18% НДС. В остальных странах ЕАЭС печатная продукция облагается по основной ставке: в Казахстане и Киргизии - это 12%, в Белоруссии и Армении - 20%.

Надо отметить, что в Казахстане есть налоговая льгота для печатной продукции, она не столь значительна как снижение НДС, но она есть. На печатную продукцию снижен налог на прибыль с 30% до 20%.

В европейских странах поддержка печатной прессы и книг складывалась годами, во многих странах НДС на печатную продукцию не превышает 5%. На слайде представлен сравнительный анализ ставки НДС на печатную продукцию более чем в 20 странах мира. В Бельгии, Англии, Дании и Норвегии ставка НДС для печатных СМИ снижена до 0%. Россия отнесена нами в страны со средним уровнем НДС на печатную продукцию - это 6-10%.  Остальные страны ЕАЭС  имеет высокую ставку НДС на печатную продукцию, которая превышает 10%. К этой группе стран относится также Китай, Канада.

Поэтому безусловно в рамках ЕАЭС необходимо направить наши совместные усилия для снижения НДС на печатную продукцию во всех странах-участниках, а также выравнивание этой ставки с целью обеспечения равных возможностей всем игрокам издательского рынка стран Евроазийского Союза.

В отношении поставок печатной продукции здесь возникает ряд сложностей. Например, при распространении  печатных изданий по агентским  договорам с издательствами есть проблема подтверждения 0% НДС: денежные средства поступают от распространителей ЕАЭС общими суммами для всех издателей, в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов содержатся сведения об отгрузочных документах, в которых журналы и газеты всех издательств.

Проблематичность подтверждения нулевой НДС фиксируется также в случаях небольших объемов поставки (менее 100 кг).

Кроме барьеров по подтверждению обоснованности нулевой ставки НДС, при торговле печатной продукцией возникают трудности с возвратом нереализованной продукции поставщику и соответственно с возвратом уплаченной за нее НДС.

Условия возврата, сроки возврата, процент возврата, за чей счет возврат осуществляется - устанавливается договором. Возврат товара физический может быть оформлен двумя способами. Первый - скорректировать декларацию по ввозу товара. Второй - возврат товара отдельной самостоятельной сделкой. Оба варианты длительны и требуют соответствующего документального оформления.

Есть и другие технические барьеры в поставках печатной продукции, такие как количественные ограничения. На таможню не принимаются грузы весом менее 100 кг, для поставок прессы в Армении и Киргизию, где внутренний рынок не большой, такие объемы труднодостижимы. Испытывают трудности поставщики печатной продукции по срокам и проведению платежей за печатную продукцию и уплаты НДС.

В целях преодоления существующих проблем на рынке печатной продукции в рамках ЕАЭС, создания предпосылок для устойчивого развития всех его составляющих, обеспечения условий для свободного доступа к печатному слову необходимо осуществить ряд мер, которые должны стать важными элементами государственной политики в сфере печатных СМИ и книгоиздания:

- Установить на печатную продукцию на территории стран ЕАЭС единую льготную ставку НДС - 5%.

- Разработать упрощенную технологию возврата непроданной продукции поставщику в рамках ЕАЭС.

- Принять международные договора в сфере охраны интеллектуальной собственности.

Дмитрий Мартынов, президент АРПП Ассоциации распространителей печатной продукции

 

Источник: d-martynov.livejournal.com