18858
«Желдорпресс»: новости
Приказано: «Не читать!»

Опубликовано: 01.04.2014

В тени громких событий остается незаметным наступление на печатные СМИ России. А оно ведется по всем фронтам

Если, к примеру, уничтожение «Ленты» и «Дождя» происходит публично, то сокращение тиражей печатных изданий ведется скрытно и в тишине чиновничьих кабинетов. Методами, страшными по своим разрушительным последствиям. Это не только поспешный отказ от государственного субсидирования подписки, о котором «Новая» писала в № 24 от 5 марта. (Хотя и одного этого достаточно, чтобы разорить отрасль и загнать граждан в информационную изоляцию.) Есть и другие напасти: неумолимое сокращение количества газетных киосков, а также повышение стоимости аренды ячеек в газетных автоматах в московском метро.

Возможный обвал тиражей - это цивилизационная проблема. Просчитаны ли в долгосрочной перспективе экономические, а главное - «просвещенческие» последствия этих решений? Или это сознательный тренд - народу незачем знать, что происходит в стране.

В мире, кстати, тренды совсем другие. Даже владельцы легендарного американского журнала Newsweek возобновили выпуск печатной версии и планируют окупать ее в основном именно за счет подписки. Факт, что качественная информация на бумаге выдержала конкуренцию с интернетом. И это в США, где давно зарабатывают на интернет-изданиях. Значение печатной прессы в России - неизмеримо выше.

Шести миллиардов рублей на покрытие убытков «Почты России» от доставки подписных изданий у государства нет, а десятки миллиардов долларов на ежегодное увеличение военного бюджета - есть. То есть на войну деньги есть, а на мир - нет. Тогда и мы готовы воевать с теми, кто злонамеренно или по глупости наступает на интересы наших и «чужих» читателей.

Киоски: исчезают тысячами

В пылу борьбы с нелегальными ларьками в Москве полегло и несколько тысяч газетных киосков. Где-то это произошло из-за очищения города от визуального мусора и новой градостроительной политики (почему-то ларьков она коснулась в большей степени, чем защиты памятников архитектуры). Где-то - из-за банального и порой нечестного вытеснения старых компаний новыми, как всегда бывает при смене городской власти.

Профильный департамент СМИ и рекламы в московском правительстве утверждает, что позиция мэра Сергея Собянина - сохранить сеть киосков печати, но обязательно заменить их современными и многофункциональными. Чтобы и Wi-Fi, и платежный терминал, и кофейный автомат. Стоит такой трансформер 700-800 тысяч рублей. В прошлом году мэрия предлагала помощь тем предпринимателям, которые не могли поменять киоск самостоятельно. А сейчас в Москомархитектуре «рисуют» новые павильоны. Бизнесмены опасаются, что установить новинки попросят и тех продавцов печатной продукции, которые уже обновляли свои киоски. Сколько их уйдет с рынка, не потянув затрат, - не угадаешь.

Подробнее.